Коррекционная педагогика в начальном образовании. По педагогике и коррекционной педагогике. Что такое коррекционная педагогика в начальном образовании? Специальность коррекционный педагог

По педагогике и коррекционной педагогике

Вопрос 26. Возрастные и индивидуальные особенности детей с отклонениями в развитии и поведении.

Вопрос 25. Учитель как субъект коррекционно-педагогической деятельности.

Вопрос 23. Особенности работы школы и семьи в системе КРО.

Вопрос 22. Школьный консилиум.

Вопрос 21. Основные направления педагогической работы по коррекции отклонений в поведении детей.

Вопрос 24. Система учреждений коррекционно-развивающего образования в Республике Башкортостан.

Вопрос 27 . Реализация технологии и методов коррекционно-развивающего обучения.

Вопрос 28. Содержание деятельности психолого-медико-педагогической комиссии.

для итоговой государственной аттестации по специальности

Практические задания

· Проанализируйте методическое пособие по обучению первоклассников каллиграфическому письму, оцените его эффективность. Какими видами работ можно их дополнить?

· Дайте оценку методике разучивания стихотворения с применением коррекционно-развивающих приемов.



· Проанализируйте план-конспект коррекционно-развивающего занятия по ликвидации трудностей в усвоении программного материала. Дайте заключение о возможности его использования в практике коррекционно-развивающем образовании.

· Предложите упражнения по развитию мелкой моторики первоклассников.

· Представьте методики изучения уровня готовности ребенка к школе.

· Представьте методы, содержание и формы работы с ребенком, имеющим признаки социальной запущенности.

· Разработайте занятия по решению личностных проблем с использованием артпедагогических методик.

· Представьте коррекционно-развивающие занятия для детей с доминирующим визуальным типом восприятия.

· Представьте занятие по работе с детьми с признаками синдрома гиперактивности.

· Предложите приемы эстетизации коррекционно-развивающего образования, обоснуйте их необходимость.

· Представьте эффективные здоровьесберегающие технологии в системе коррекционно-развивающего образования.

· Разработайте различные варианты организации внеурочной работы в коррекционно-развивающем образовании.

· Разработайте занятие по развитию фонематического слуха у детей с задержкой психического развития.

· В исследованиях А.И.Липкиной и Л.А.Рыбак детям было предложено выполнить задания, не имеющие отношения к их учебной работе. Задание состояло в том, чтобы из кубиков составить орнамент по картинке. Перед тем, как преступить к заданию, каждому школьнику надо было ответить на 2 вопроса: справится ли с заданием он сам и справится с заданием такой-то ученик (конкретно называли, какой именно). Поскольку задание было игровым и несложным, все дети выполняли его успешно. Но результаты опыта показали любопытную картину. Даже не вдумываясь в задание, большая часть класса констатировала, что такие-то ученики с заданием не справятся. Свой прогноз дети мотивировали тем, что ученик, которого они имеют ввиду, плохо учится. Вот их высказывания: «не сможет», «неусидчивый», «грязнуля», «плохо учится», «не составит», «не хватит терпения».

Какие негативные последствия может иметь для оцениваемых ребят подобные ожидания одноклассников?

Что сформировало столь низкие оценки возможностей одноклассников?

· Ничем нельзя было расшевелить Витю, ученика второго класса. Он приносил с собой в портфеле конфетные бумажки, раскладывал их на парте. Находил и другие забавы. Бывало и так, что на уроке он вдруг собирал учебные принадлежности и заявлял: «Я пошел домой». Но вот учительница обратила внимание, что когда на уроке появляется магнитофон, Витя не может отвести от него завороженных глаз. Однажды он даже подошел к учительскому столу и ласково погладил магнитофон. Учительница попробовала использовать эту склонность мальчика. Она поставила его ответственным за магнитофон. Витя должен был приносить магнитофон в тех случаях, когда он был нужен, включать и выключать его и уносить в хранилище. Мальчик стал смотреть на учительницу совсем другими глазами, старался быть послушным, вежливым.

Обозначьте словесно механизм изменения позиции ребенка.

Кем создавались подобные ситуации на наблюдаемых уроках, внеклассных занятиях? В собственном педагогическом опыте?

· Проведите анализ продуктов деятельности ребенка 7 лет и сделайте вывод об уровне развития психологических и психофизических предпосылок учебной деятельности.

· Обработайте данные об уровне подготовленности ребенка к школе, полученные в тесте Керна-Йерасека. Обозначьте направления работы по профилактике дезадаптации для этого ребенка.

· Ученика ставит в тупик вопрос: «Сколько будет 3+2?», но он легко дает ответ, если задать условия так: «Сколько будет у тебя конфет, если папа дал 3 и мама еще 2?».

О какой особенности детей группы риска свидетельствует данная ситуация?

Предложите комплекс упражнений по развитию данной дифицитарной функции.

· Разработайте анкету для родителей с целью приобретения информации о характере адаптации детей к школе.

· Сопоставьте 2 комплекта стимульного материала для проведения игры «Четвертый лишний». Какой вариант предпочтительней и почему?

· Разработать индивидуальное занятие по коррекции гиперактивного поведения младшего школьника.

· Разработать программу работы по преодолению агрессивного типа поведения ребенка.

· Прочтите характеристику учеников, выпускников 4 класса коррекционно-развивающего образования. Выработайте рекомендации по дальнейшему режиму обучения детей в среднем звене общеобразовательной школы.

· Предложите мероприятия по созданию развивающего психологического климата в классе коррекционно-развивающего образования.

· Составьте этический кодекс учителя коррекционно-развивающего образования.

· Разработайте инновационный вариант организации совместной деятельности детей в учебной и внеклассной работе.

· Представьте виды игр, которые могут быть использованы в ходе урока в коррекционно-развивающем образовании с целью активизации познавательной деятельности учащихся.

Актуальность использования достижений специальной педагогики в системе начального образования

К сожалению, в последние годы отмечается резкое снижение показателей социальной защиты, здоровья детей, что приводит к тому, что в условиях начального школьного обучения все большее количество детей обнаруживает признаки пограничных нарушений в развитии высших психических или психофизиологических функций, характеризуется ослабленным здоровьем. Не выявляя классических форм аномалий в процессе развития, такие дети испытывают трудности в процессе обучения и освоения новой социальной роли ученика, в результате чего теряют веру в себя.

Возрастающая тревога за детей данной группы, осознание необходимости усиления роли педагога и образовательного учреждения в охране физического, нравственного, психического здоровья личности повышает актуальность развития коррекционной педагогики в начальном образовании.

Объектная область коррекционной педагогики в начальном образовании

Рост деструктивных проявлений в среде молодежи, появление феномена детской жестокости, вандализма, подростковой преступности обусловили формирование объектной области коррекционной педагогики , которая включает изучение ситуаций и состояния риска развития растущего человека, адаптационные проблемы и нарушения, которые находят свое отражение в процессе взаимодействия личности с природно-социальной окружающей средой, явления школьной, социально-психологической дезадаптации.

Состояния риска, обуславливающие проявления адаптационных нарушений

Замечание 1

Феномен возникновения школьной дезадаптации обусловлен совокупностью ряда факторов, формирующих состояния риска - ситуации, характеризующиеся нарушениями гармоничных взаимоотношений, взаимодействия между личностью младшего школьника и окружающей социально-природной средой.

Травмирующие ситуации могут быть сведены к следующим группам:

  • состояния риска академической неуспешности возникают при несоответствии дидактических требований уровню сформированности общедеятельностных, интеллектуальных, психофизиологических функций личности, обеспечивающих успешность школьного обучения;
  • состояния социального риска возникают в ситуации, когда ребенок вынужден защищаться от сверхвысоких школьных требований. Защитная реакция может принять форму утраты мотивации к обучению, пассивного или активного протеста против непрестижного положения в обучающей среде, поиска и утверждения себя в замещающей деятельности ;
  • состояния риска по здоровью возникают, когда ребенок, обладающей высокой учебной мотивацией, в силу сформированности психофизиологических функций не может защититься от сверхнагрузок на поведенческом уровне, вследствие чего в результат перенапряжения неизбежно наступает «сбой» на уровне слабых систем организма;
  • состояния комплексного риска синтезируют в себе риск адаптационных нарушений по нескольким вышеперечисленным направлениям.

Показания низкого уровня адаптационных возможностей школьника на начальных этапах обучения

Причины возникновения феномера школьной дезадаптации, необходимости использования возможностей коррекционной педагогики обусловлены рядом факторов, включая следующие:

  • отклонения в здоровье, психосоматическом развитии;
  • недостаточный уровень психолого-педагогической, социальной готовности к школьному обучению;
  • недостаточный уровень сформированности психофизиологических, психологических предпосылок к реализации школьного обучения.

Типы адаптационных нарушений в младшем школьном возрасте

Необходимость использования возможностей коррекционной педагогики представляется актуальной при появлении любых симптомов дезадаптации младшего школьника, которые могут быть представлены на следующих уровнях:

  1. Педагогический уровень обнаруживается в многочисленных трудностях обучения, в освоении новой для ребенка социальной роли ученика. У ребенка появляются пробелы в знаниях, отставание в усвоении учебного материала, частичная или общая неуспеваемость, отказ от учебной деятельности. Возникают напряженные отношения между ребенком и педагогом, родителями, что может перерасти в конфликтную ситуацию.
  2. Психологический уровень дезадаптации обусловлен трудностями в процессе обучения при высоком уровне мотивации, что вынуждает ребенка на инстинктивном уровне защищаться от слишком высоких для него школьных требований, что приводит к утрате мотивации к обучению, смещению акцента со школьной деятельности на замещающие формы активности, в пассивном или активном протесте против школьной системы.
  3. Физиологический уровень дезадаптации выступает базисом для развития патологических состояний различного рода. В своем стремлении уйти от школьного обучения, избежать переживания чувства неполноценности ребенок жалуется на плохое состояние здоровья, возникают симптомы преневротических состояний, предболезни, предпатологии.

Это специальность не для всех, но специальность крайне нужная и востребованная. Здесь кроме базовых педагогических знаний понадобятся навыки замещения недостатков развития ребёнка, индивидуальный подход к каждому ученику, с учётом всех его особенностей. Это работа с «особенными» детьми, имеющими проблемы физического или психического характера. Они нуждаются не только в обучении и воспитании, но и лечении. Особенно важно для них суметь приспособиться к окружающей среде, научиться жить в обществе. Это дети с синдромом Дауна, аутизмом, задержкой психического развития, синдромом дефицита внимания, ДЦП, нарушениями слуха и зрения, и многими другими проблемами.

Возможности трудоустройства

Различные государственные и частные образовательные учреждения для детей с сенсорными нарушениями, интернаты, детские сады. Также, центры социальной помощи семье, развивающих и реабилитационных центры. Коррекционный педагог может быть в штате школы, имеющей коррекционный класс, или школы надомного обучения.

Сроки подачи документов

  • на очную форму обучения: с 01 апреля по 15 августа; при наличии вакантных мест – до 01 декабря
  • на дистанционную форму: с 01 апреля по 01 октября; при наличии вакантных мест – до 01 декабря

Преимущества обучения в нашем колледже на очной форме

  • выпускники колледжа имеют возможность поступить в «Московский Институт Психоанализа» на сокращенные сроки обучения по направлениям: Психология, Специальное (дефектологическое) образование; преподаватели ключевых дисциплин одновременно работают в колледже и в ВУЗе
  • студенты проходят интенсивную практику в школах г. Москвы и области
  • насыщенная студенческая жизнь: праздничные мероприятия, участие в студенческих конференциях, соревнованиях, волонтерская работа, экскурсии, бесплатные дополнительные занятия

ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ

  • НЕТ / результаты ЕГЭ не требуются

Преимущества обучения в нашем колледже на дистанционной форме

  • получение профессионального образования по квалификации «Учитель начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования» без отрыва от основной работы
  • возможность заниматься в любое удобное время через личный кабинет на on-line платформе InStudy
  • стандартная форма Диплома государственного образца
  • сниженная стоимость обучения

Очная форма обучения предполагает следующие сроки обучения:

1. На базе среднего общего образования (11 классов) - 2 года 10 месяцев

количество бюджетных мест в 2019 г. - 50

количество платных мест в 2019 г. - 25

44.02.05 КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА В НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ (образовательный стандарт) , Скачать

Программа подготовки специалистов среднего звена специальности 44.02.03 Коррекционная педагогика в начальном образовании , Скачать
Учебный план , Скачать

Специальность Коррекционная педагогика в начальном образовании

Подготовка по данной специальности ведется с 2010 года.

Квалификация выпускника – учитель начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.

Эта специальность позволяет

1. Проводить уроки, внеурочные занятия, внеклассную работу с обучающимися начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.

2. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся.

3. Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты.

4. Определять цели и задачи, планировать работу с родителями, лицами, их заменяющими.

5. Создавать в кабинете предметно-развивающую среду.

6. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования, в том числе компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.

Чему учат?

Студенты знакомятся с основами специальной педагогики и психологии, методиками преподавания математики, русского языка, окружающего мира, изобразительного искусства.

Будущих педагогов учат определять цели и задачи уроков, внеурочных занятий, планировать их, организовывать внеклассную работу с обучающимися начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.

Кем работать?

Выпускники могут работать учителями начальных классов в школах и учителями начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего профиля.

Перспективы.

Выпускники по специальности «Коррекционная педагогика в начальном образовании» востребованы на рынке труда, так как в обычных общеобразовательных школах вводится совместное (инклюзивное) обучение ребят с ограничениями физического развития и детей без инвалидности.

Описание

Коррекционная педагогика – это сложная, комплексная специальность, которая помимо теоретических сведений о психологии и методике преподавания опирается на серьезный практический опыт взаимодействия с детьми, имеющими проблемы со здоровьем или отклонения в психическом развитии. Работа коррекционного педагога заключается не только в преподавании ученикам начальных классов ряда общеобразовательных сведений, но и в воспитании у ребенка зрительного восприятия, повышении коммуникативных способностей. Один из основных предметов, изучаемых в ходе подготовки, - методика обучения разным видам деятельности, включая продуктивную. Кроме того, рассматриваются различные аспекты организаторской деятельности, которые помогут будущему педагогу стать классным руководителем.

Кем работать

Работа коррекционного педагога сопряжена с рядом деликатных вопросов и зачастую осуществляется в государственных образовательных учреждениях. Специалист с дипломом о педагогическом образовании востребован в роли учителя начальных классов, воспитателя, социального работника. Компенсирующий и коррекционно-развивающий профиль образования может быть реализован не только в специализированных, но и в общеобразовательных учреждениях, включая детские сады, школы, интернаты, детские дома, санатории и профилактории. Во всех этих учреждениях наблюдается кадровый голод, современная коррекционная педагогика нуждается в квалифицированных кадрах, способных полноценно заниматься как образовательно-воспитательной, так и административной работой.

Просмотров