Философский словарь терминов и понятий онлайн. Основные термины в философии. Природа как предмет философского рассмотрения. Экзаменационные вопросы по философии
Словарь основных терминов и понятий / Философия
Абсолют – первоначало всего сущего, которое не зависит не от чего другого, само содержит все существующее и творит его.
Абстракция – процесс мышления, в котором множество отвлекается от единичного, случайного, несущественного и выделяет общее, необходимое, существенное, чтобы достигнуть научного объективного познания.
Автаркия – (от греч. autarkeia – самоудовлетворенность) – состояние независимости от внешнего мира, в т.ч. и от др. людей. Термин употреблялся Платоном и Аристотелем; киренаики и стоики считали А., или “самодостаточность”, жизненным идеалом.
Агностицизм – учение о непознаваемости истинного бытия, то есть трансцендентности божественного; непознаваемости истины и объективного мира, его сущности и закономерностей.
Аксиология – филос. дисциплина, исследующая категорию “ценность”, характеристики, структуры и иерархии ценностного мира, способы его познания и его онтологический статус, а также природу и специфику ценностных суждений.
Акциденция – несущественное, изменчивое, случайное, которое может быть опущено без изменения сущности вещи.
Анализ и синтез – две универсальные, противоположно направленные операции мышления. Анализ – процедура мысленного (иногда и реального) расчленения изучаемого объекта на составные части, стороны, свойства и изучение их. Синтез – объединение полученных в результате А. частей объектов, их сторон или свойств в единое целое.
Аналогия – сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах, качествах отношениях.
Антиномия – (от греч. antinomia – противоречие в законе) – рассуждение, доказывающее, что два высказывания, являющиеся отрицанием друг друга, вытекают одно из другого.
Антропоцентризм – (от греч. anthropos – человек, kentron – центр) – позиция, согласно которой человек является центром и высшей целью мироздания.
Апатия – (от греч. apatheia – отсутствие страданий, бесстрастие) – термин стоицизма, обозначающий способность мудреца, руководствующегося стоическим нравственным идеалом, не испытывать радости от того, что вызывает наслаждение у обычных людей, и не страдать оттого, что страшит обычного человека.
Апперцепция – осознанное восприятие. Термин введен Г.В. Лейбницем для обозначения схватывания умом своих собственных внутренних состояний; апперцепции противопоставлялась перцепция, понимаемая как внутреннее состояние ума, направленное на представление о внешних вещах. У И. Канта апперцепция означала изначальное единство сознания познающего субъекта, обусловливающее единство его опыта.
Априори и апостериори – (лат. a priori – из предшествующего, a posteriori – из последующего) – термины философии и логики. Априори – независимость знания, представления от опыта.
Архетип – прообраз, первичная форма, образец.
Атараксия – в философии Эпикура и его школы – состояние душевного покоя, невозмутимости, к которому должен стремиться человек, в особенности мудрец.
Атрибут – признак, примета, существенное свойство.
Бессознательное – совокупность психических состояний и процессов, которые осуществляются без участия сознания.
Время – традиционно (в философии, теологии) время рассматривается как преходящая и конечная форма бытия вещей и в этом смысле противопоставляется вечности.
Гедонизм – этическое направление, рассматривающее чувственную радость, удовольствие, наслаждения как мотив, цель или доказательство всего нравственного поведения.
Гилозоизм – философское направление, рассматривающее всю материю с самого начала как живую. Дух и материя не существуют друг без друга. Весь мир – универсум, нет границ между неживым и психическом, так как это порождение единой праматерии.
Гносеология – учение о познании.
Гуманизм – система мировоззрения, основу которого составляет защита достоинства и самоценности личности, ее свободы и права на счастье. Истоки современного Г. восходят к эпохе Возрождения (15-16 вв.), когда в Италии, а затем в Германии, Голландии, Франции и Англии возникает широкое и многоликое движение против духовного деспотизма церкви, опутавшей,жизнь человека системой жестких регламентации, против ее аскетической и циничной морали.
Дедукция и индукция – дедукция – форма мышления, основанная на выведении частного из общего. Индукция – форма мышления, основанная на движении знания от отдельного, особенного к всеобщему, закономерному.
Деизм – форма веры, в основе лежит признание, что Бог – первопричина мира, но после его сотворения движение мироздания совершается без участия Бога.
Детерминизм – учение о первоначальной определяемости всех происходящих в мире процессов, включая все процессы человеческой жизни.
Диалектика - филос. теория, утверждающая внутреннюю противоречивость всего существующего и мыслимого и считающая эту противоречивость основным или даже единственным источником всякого движения и развития.
Догма – философский тезис, истинность которого кладется в основу той или иной философской системы.
Дуализм – сосуществование 2-х различных, несводимых к единству начал, принципов, образов.
Идея – (от греч. idea – образ, представление) – многозначное понятие, использовавшееся в философии в существенно разных смыслах. В философии до Платона И. – это форма, вид, природа, образ или способ, класс или вид. У Платона И. – вневременная сущность, динамический и творящий архетип существующего; И. образуют иерархию и органическое единство, являясь образцами как для всего, что существует, так и для объектов человеческого желания. У стоиков И. – общие понятия человеческого ума. В неоплатонизме И. истолковываются как архетипы вещей, находящиеся в космическом Уме. В раннем христианстве и в схоластике И. являются прообразами вещей, вечно существующими в уме Бога.
Имманентное – внутреннее присущее предмету, явлению или процессу.
Интерпретация – истолкование, объяснение; приписывание значений (смыслов) элементам теории.
Качество – это система важнейших, необходимых свойств предметов – внешняя и внутренняя определенность системы характерных черт предметов, теряя которые предметы перестают быть тем, что они есть.
Количество – совокупность таких изменений в материальной системе, которые не тождественны изменению ее сущности.
Мистика – практика, целью которой является слияние, единение с абсолютом, субстанцией.
Монизм – понятие, характеризующее такое мировоззрение, которое объясняет существование всего, что есть в мире, как следствие видоизменений субстанции – первоначала, первопричины, единой основы всего сущего.
Мышление – высшая ступень познания и идеального освоения мира в формах теорий, идей, целей человека. Опираясь на чувственную сферу преодолевает их ограниченность и проникает в сферу существенных связей мира, его законов.
Наблюдение – познавательная деятельность, связанная с преднамеренным целенаправленным восприятием предметов и явлений внешнего мира.
Нигилизм – отрицание идеалов и ценностей духовного порядка, отрицание культуры.
Общество – совокупность объективных общественных отношений, которые существуют в исторических определенных формах и складываются в процессе совместной практической деятельности людей.
Онтология – учение о бытии как таковом, не зависимом от частных его разновидностей.
Пантеизм – философское учение, согласно которому бог представляет собой безразличное начало, находящееся не за пределами природы, а тождественное с нею.
Парадигма – совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование, которая воплощается в научной практике на данном этапе.
Понятие – форма мышления, которая выделяет из некоторой предметной области (универсума) и собирает в класс (обобщает) объекты посредством указания на их общий и отличительный признак.
Практика – целенаправленная, предметно-чувственная деятельность человека по преобразованию материальных систем.
Релятивизм – философское учение, развернутое в принципе «все относительно» (отрицание абсолютного, норм).
Рефлексия – принцип научного и философского мышления, обращение мышления на себя.
Самосознание – познание и оценка человеком самого себя как мыслящего, чувствующего и деятельного субъекта; неотъемлемая часть сознания.
Сенсуализм – направление в понимании происхождения и сути знания, достоверность которых определяется сферой чувств.
Синкретизм – фил. категория, характеризующая особый тип соединения разнородных факторов в целостности, когда множество элементов не теряет своего своеобразия в единстве, а единство не позволяет элементам перейти в состояние хаоса.
Система – упорядоченное определенным образом множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство.
Солипсизм – фил. термин, обозначает точку зрения, согласно которой несомненна одна реальность моего сознания.
Структура – совокупность устойчивых отношений и связей между элементами системы.
Субстанция – первооснова; то, что не зависит от другого и порождает другое, первопричина сущего.
Субъект и объект – субъект – источник познавательной активности. Объект – то, на что направлена познавательная активность субъекта.
Теодицея – «оправдание Бога» стремление снять противоречие между всемогуществом и предельной справедливостью Бога.
Теория – высшая ступень научного познания, дающего всестороннее отражение предмета в его целостности и развитии; форма организации и упорядочивания представлений о какой-либо сфере реальности.
Трансцендентный – понятие обозначающее то, что выходит за пределы нашего чувственного опыта, эмпирического познания.
Трансцендентальный – (от лат. transcendent, transcen-dentalis – перешагивающий, выходящий за пределы) – возникший в средневековой философии фундаментальный филос. и теологический термин, претерпевший за свою историю существенные изменения в значении. Трансцендентальное существенно было переосмыслено И. Кантом. В его критической философии Т. связывается с априорным и противопоставляется эмпирическому и трансцендентному. Кант называет Т. «всякое познание, занимающееся не столько предметами, сколько видами нашего познания предметов, поскольку это познание должно быть возможным a priori.
Утилитаризм – жизненная ориентация и этическое учение, в соответствии с которым высшей ценностью признается индивидуальная польза, выступающая мерой добродетельности человека.
Утопия – образ идеального общественного устройства.
Фатализм – мировоззрение, рассматривающее каждое событие и каждый человеческий поступок, как неотвратимую реализацию предопределения, судьбы.
Эклектизм – бессистемное, лишенное единого основания соединение разнородных положений, идей, концепций.
Эмпиризм – направление в теории познания, считающее чувственный опыт основным источником знаний.
Эсхатология – учение о конечных судьбах мира и человека, о страшном суде.
ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж»
Анархизм – общественно – политическое течение, проповедующее анархию, отрицающее всякую государственную власть, организованную политическую борьбу.
Архетип – прообраз, первичная форма, образец.
Антропология – наука о происхождении и эволюции человека, об образовании человеческих рас и о вариациях физического строения человека.
Альтруизм – бескорыстная забота о благе других людей, противоположность ЭГОИЗМА.
Аскетизм – принцип ограничения или подавления чувственных желаний, крайнее воздержание от жизненных благ.
Антропогенез – становление человека как вида в процессе эволюционного развития.
Анализ – 1) мысленное или реальное расчленение объекта на элементы; 2) научное исследование вообще.
Антропоцентризм – 1) воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной; 2) человек в центре внимания общества, высшая ценность.
Аксиология – философское учение о ценностях, теория ценностей.
Апейрон – термин древнегреческой философии, обозначающий бесконечное, не имеющее границ, у Платона синоним материи.
Апологетика – творчество защитников христианского вероучения, выделяемое в отдельный период развития христианской философии
Апологеты – защитники принципов христианства, раннехристианские писатели и философы.
Агностицизм – философское учение, отрицающее возможность познания объективного мира и достижимость истины.
Волюнтаризм – 1)направление в философии, объявляющее волю высшим принципом бытия; 2) политика, не считающаяся с реальными условиями и возможностями, определяемая субъективной волей осуществляющих ее лиц.
Всеединство – единство Вселенной, в которой вещи в их внутренней связи и взаимодействии образуют единое целое.
Гносеология – это теория познания, изучает формы познания, цели, методы, ответственность людей. Гнеосеологический – относящийся к процессу познания.
Герменевтика – искусство, традиция и способы толкования текстов, учение о принципах их интерпретации.
Гедонизм – направление в этике рассматривающее чувственное наслаждение, удовольствие как цель жизни и доказательство нравственности.
Гуманизм – 1) отношение к человеку как высшей ценности; 2) человечность в отношении к людям.
Геоцентризм – мировоззрение, согласно которому Земля находится в центре мира.
Гелиоцентризм – Коперниковская картина мира, согласно которой Солнце находится в центре Вселенной.
Генезис – происхождение, возникновение чего – либо.
Диалектика – философское учение о внутреннем противоречии всего существующего и метод познания мира в единстве и постоянном изменении.
Догматизм – схематически – окостеневший тип мышления, при котором анализ и оценка теоретических и практических проблем и положений производится без учета конкретной реальности, условий, места, и времени
Дуализм – философское учение, исходящее из признания равноправия двух начал: духа и матери.
Дедукция – понятие, обозначающее процесс логического вывода, перехода от общего к частному.
Евгеника – наука, ставящая целью создания репродуктивных технологий с заранее запланированными человеческими характеристиками: гений, атлеты, полководцы, аналитики ит.д.
Западничество – общественное течение в русском обществе 30-50-х гг.ХIX в., представители которого, принадлежа к разным политическим направлениям, признавали, в отличие от славянофилов, западноевропейский капиталистический путь развития приемлемым для России.
Идеализм – направление в философии, утверждающее, что дух, сознание, мышление, психическое – первично, а материя, природа, физическое – вторично, производно.
Индукция – логическое умозаключение от единичных данных к общему выводу. Противоположна дедукции.
Иррационализм – учение, исходящее из того, что познание мира недоступно рассудку. Источниками познания иррационализм считает инстинкт, интуицию, чувство, любовь и так далее.
Креационизм – религиозное учение о сотворении Богом мира из ничего. Характерно для иудаизма, христианства, ислама.
Космоцентризм – философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов.
Киники – представители др. греческой философской школы, последователи Антисфена.
Коммунизм – 1) общественный идеал, впитавший в себя гуманистические начала человеческой цивилизации, извлеченные стремления людей к всеобщему благополучию, полному соц. равенству, свободному всестороннему развитию; 2) концепции, учения, политические движения, разделяющие и обосновывающие этот идеал, выступающие за реализацию его на практике.
Космизм – направление в философии, которое рассматривало космос, окружающую природу и человека как единое целое, учение о космическом единстве всего живого.
Метафизика – философское учение о недоступных опыту, сверхчувственных принципах бытия.
Мировоззрение – система представлений о мире и о месте в нем человека, об отношении человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими представлениями основные жизненные позиции и установки людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.
Материализм – направление в философии, которое считает первичными материю, природу, бытие, физическое, объективное, а дух, сознание, мышление, психическое, субъективное – вторичным, свойством материи.
Монотеизм – единобожие; религия, признающего единого Бога.
Монада – неделимые духовные первичные элементы, составляющие основу мироздания.
Материя – единая субстанция, лежащая в основе видимого многообразия вещей, родственной вещному миру и порождающей этот мир. Объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания и отражаемая им.
Неотомизм – философская школа в католицизме, современный этап развития томизма – философия Фомы Аквинского.
Номинализм – философское учение, отрицающее онтологическое знание общих понятий.
Ноосфера – сфера разума, область планеты, обхваченная разумной деятельностью человека.
Онтология – учение о бытии вообще, бытии как таковом, независимо от частных видов, раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего.
Политеизм – многобожие; религия, основанная на вере во многих богов.
Патристика – традиционно – одна из богословных дисциплин, имеющая своим предметом изучение творение святых отцов церкви и систематическое изложение содержащегося в них учения.
Пантеизм – учение о том, что все есть Бог; учение обожествляющее Вселенную, природу.
Пессимизм – мироощущение, настроение безысходности, неверия в будущее.
Психоанализ – метод психотерапии и психологическое учение, ставящее в центр внимания бессознательные псих. процессы и мотивации.
Прагматизм – следование узкопрактическим интересам, соображениям пользы, выгоды.
Позитивизм – направление в философии, утверждающее, что единственным источником подлинного знания являются специальные науки, и отрицающие философию как особую отрасль знаний.
Постмодернизм – эпоха социального противостояния идей и идеалов, разрушения барьеров между элитарной и массовой культурой, фрагментарности образов, смешения жанров, поиск индивидуальности через разрыв с единством, отказ от классических авторитетов в культуре.
Рационализм – философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей.
Социология – наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях.
Социальная философия – это раздел философии, определенным образом описывающий качественное своеобразие общества, его законы, социальные идеалы, генезис и развитие, судьбы и перспективы, логику социальных прогрессов.
Софисты – древнегреческие платные преподаватели красноречия.
Стоики – представители философского учения. По их мнению, главная задача философии – в этике; знание лишь средство для приобретения мудрости, умения жить. Жить надо сообразно природе. Счастье – в свободе от страстей, в спокойствии духа, в равнодушии
Скептики – представитель философского направления, выдвигающего сомнение в возможностях мышления, в надежности истины
Схоластика – 1) средневековая философия, создавшая систему искусственных, чисто формальных политических аргументов для теоретического обоснования догматов церкви; 2) знания, оторванные от жизни, основывающиеся на отвлеченных рассуждениях, не проверяемых опытом.
Сенсуализм – теория, выводящая все познания из чувственных восприятий.
Синтез – соединение различных элементов в единое целое (систему), сведение отдельных данных в единое целое.
Субстанция – реальность, рассматриваемая со стороны ее внутреннего единства. Предельное основание, позволяющее сводить многообразие к чему – то относительно устойчивому, самостоятельно существующему.
Социогенез – процесс зарождения и развития общества.
Социализм – государственный и общественный строй, основой производственных отношений которого является общественная собственность на средства производства и при котором осуществляется принцип: от каждого по его способностям, каждому по эго труду.
Славянофильство – одно из направлений русской общественной и философской мысли 40-50-х г.г. 19в. с обоснованием самобытного пути исторического развития России, принципиально отличного от пути западноевропейского.
Соборность – понятие русской религиозной философии, означающего в философском смысле единство чувственно – эмоционального и рационального, нравственно – эстетического и религиозного отношения к жизни.
Теоцентризм – центральное положение Бога. В соответствии с этим взглядом источником всякого блага, истины и красоты является Бог.
Теология – учение о Боге, совокупность религиозных доктрин о сущности и дейчтвии бога, построенная в формах идеалистического мировоззрения на основе текстов, принимаемых как божественное откровение.
Томизм – направление в схоластической философии и теологии католицизма, порожденное влиянием Ф. Аквинского. Для томизма характерно соединение строго ортодоксальной позиции в религии с подчеркнутым к правам рассудка, здравого смысла.
Трансцендентный реализм – выходящий за пределы любого возможного человеческого опыта. Это не ктолько предмет человеческого знания, сколько Веры.
Теодицея – обозначение философского учения, пытающегося согласовать идею «благого» божественного управления с наличием мирового зла, оправдать это управление перед лицом темных сторон бытия.
Трансцендентальность – философский термин, характеризующий то, что принципиально не доступно опытному познанию или не основано на опыте.
Тоталитаризм – общественно – политический строй, основанный на авторитарном вмешательстве властных структур во все сферы жизни общества и отдельного человека. Этот строй характеризуют ликвидация демократических свобод, однопартийная система, репрессии в отношении инакомыслящих.
Универсалии – общие понятия.
Утилитаризм – принцип оценки всех явлений с точки зрения их полезности для человека, для достижения какой – либо цели.
Футурология – учение о будущем Земли и человек, о перспективах социальных процессов.
Философия – форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру; наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления.
Фашизм – форма открытой диктатуры с опорой на расизм и шовинизм, направленная на искоренение демократии, на установление режима жестокой реакции и на подготовку агрессивных войн.
Феноменология – направление в философии исследующее смыслы, значения, сущности, наука о сознании созерцающем сущности.
Эволюционизм – учение о развитии живой природы, разработанное Дарвином. Главными факторами эволюции живых существ, по Дарвину, являются изменчивость, наследственность и отбор.
Эсхатология – религиозное учение о конечных судьбах мира и человека.
Эклектика – механическое соединение разнородных, часто противоположных методов, взглядов, теорий, принципов и т.д.
Этика – учение о морали.
Эстетика – философское учение об искусстве как особом виде общественной идеологии, наука о прекрасном.
Эпикуреизм – 1) материалистическое учение др.греческого философа Эпикура, считавшего удовлетворение жизненных потребностей основой счастья человека; 2) мировоззрение, возникшее на почве этого учения и видящее смысл жизни в удовольствиях, в достижении личного блага.
Элеаты – философская школа в Древней Греции. Центральная категория их учения – бытие.
Эксперимент – исследование каких – либо явлений путем активного воздействия на них при помощи создания новых условий, соответствующих целям исследования.
Эмпиризм – направление в философии и теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, сто содержание знания может быть предоставлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему.
Экзистенциализм – направление западной философии ХХ века, постигающее существование человека через иррационалистические методы: внерассудочные, чувственные и т.д.
Словарь терминов по философии
Абсолют (от лат. absolutus безусловный, неограниченный) в философии и религии безусловное, совершенное начало бытия, свободное от каких либо условий (Бог, абсолютная личность).
Абстракция (от лат. abstractio отвлечение) форма познания, основана на мысленном выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечений от частных свойств и связей.
Агностицизм (от греч. agnostos недоступный познанию) философское учение, отрицающее возможность познания объективного мира и достижимость истины.
Акселерация (от лат. acceleration ускорение) ускорение роста и полового созревания детей и подростков по сравнению предшествующими поколениями.
Аксиология (от греч. axia ценность и logos учение) философское учение о ценностях, теория ценностей.
Альтруизм (от лат. alter -другой) бескорыстная забота о благе других людей, противоположность эгоизма.
Анализ (от греч. analysis разложение)
1) мысленное или реальное расчленение объекта на элементы..
2) научное исследование вообще.
Аналогия (от греч. analogia соответствие) сходство между предметами, явлениями и т.д. Аналогия индуктивное умозаключение, когда на основе сходства двух объектов по каким-то одним параметрам делается вывод об их сходстве по другим параметрам.
Анархия (от греч. anarchia безвластие) безвластие, безначалие, беспорядок, стихийность, неорганизованность.
Анимизм (от лат. anima душа) у примитивных народов вера в одушевлённость всей природы, в то, что у людей, животных, растений, предметов есть душа.
Античность (от лат. anti q us древний) относящейся к истории, к культуре древних греков, римлян.
Антропогенез (от греч. anthropos человек и genesis происхождение) становление человека как вида в процессе эволюционного развития.
Антропология (от греч. anthropos человек и логос слово, учение) наука о происхождении и эволюции человека, об образовании человеческих рас и о вариациях физического строения человека.
Антропоморфизм (от греч. anthropos человек и morphe форма) уподобление человеку, наделение человеческими признаками чего-либо, кого-либо. Антропоморфный человекоподобный.
Антропосоциогенез (от греч. anthropos человек, лат. societas - общество и genesis происхождение) процесс одновременного, взаимообусловленного становления человека и общества.
Антропоцентризм (от греч. anthropos человек и латинского centrum центр) - 1) Воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной. 2) Человек в центре внимания общества, высшая ценность.
Апологеты (от греч. apologia защита) защитники принципов христианства, раннехристианские писатели и философы.
Апостериори (от лат. a posteriori - из последующего) происходящее из опыта. Априори (от лат . a priori из предшествующего) - 1) Знание, предшествующее опыту, независимое от него, внеопытное знание.
2)Судить, знать заранее, наперед.
Аскетизм (от греч. asketes упражняющийся, подвижник) принцип ограничения или подавления чувственных желаний, крайнее воздержание от жизненных благ.
Ассимиляция (от лат. assimilatio подобный) слияние одного народа с другим, с утратой одним из них своего языка, культуры, национального самосознания.
Атараксия (от греч. ataraxia -невозмутимость) состояние душевного покоя, к которому должен стремиться мудрец.
Атеизм (от греч. atheos безбожный) отрицание Бога, неверие в Бога.
Биоцентризм (от греч. bios -жизнь и лат. centrum -центр) - сознательная установка человека на сохранение и воспроизводство жизни на Земле.
Волюнтаризм (от лат. voluntas воля) - 1) направление в философии, объявляющее волю высшим принципом бытия. 2) политика, не считающаяся с реальными условиями и возможностями, определяемая субъективной волей осуществляющих её лиц.
Воля - духовный акт, способность выбирать, иногда даже наперекор своим интересам.
Всеединство единство Вселенной, в которой вещи в их внутренней связи и взаимодействии образуют единое целое.
Гедонизм (от греч. h edone удовольствие) направление в этике рассматривающее чувственное наслаждение, удовольствие как цель жизни и доказательство нравственности.
Гелиоцентризм (от греч. helios Солнце и лат. centrum центр) Коперниковская картина мира, согласно которой Солнце находится в центре Вселенной.
Географический детерминизм (от лат. determinare -определять, обуславливать) учение о том, что развитие общества обусловлено географическими факторами (климат, почвы, ландшафт и.т.д.)
Геополитика (от греч. ge Земля и politike государственные или общественные дела) концепция, согласно которой политика государства (особенно внешняя), предопределяется географическими факторами (климат, почвы, природные ресурсы, положение страны и т.д.)
Геоцентризм (от греч. ge Земля и лат. centrum центр) мировоззрение, согласно которому Земля находится в центре мира.
Герменевтика (от греч. hermeneutikos разъясняющий, истолковывающий) искусство, традиция и способы толкования текстов, учение о принципах их интерпретации.
Гилозоизм (от греч. hile материя и zoe жизнь) философское учение о всеобщей одушевлённости материи.
Глобализация приобретение процессами и явлениями общепланетарного, всемирного характера.
Глобальные проблемы (от лат. globus -шар) - проблемы, охватывающие весь земной шар и требующие совместных усилий всех стран для их решения.
Гносеология (от греч. gnosis знание, познание) это теория познания, изучает формы познания, цели, методы, ответственность людей. Гносеологический относящийся к процессу познания.
Гностицизм (от греч. gnosis знание, познание) философский взгляд, допускающий возможность познания мира и достижения истины.
Гуманизм (от лат. humanus человечный)
1) отношение к человеку как высшей ценности.
2) человечность в отношении к людям.
Дарвинизм учение Ч. Дарвина о происхождении и развитии животных и растений путем естественного отбора, теория эволюции природы, основанной на естественном отборе.
Двойственная истина термин, обозначающий учение о разделении философских и богословных истин, согласно которому истинное в философии может быть ложным в теологии и наоборот.
Деизм (от лат. deus - бог) - философское воззрение, согласно которому
Бог является источником начальной энергии мира (первотолчок), но впоследствии уже не вмешивается в течение земных событий.
Демографический «взрыв» - резкое ускорение темпов роста населения в мире.
Деспотия (от греч. despoteia -неограниченная власть) форма неограниченной самодержавной власти, характеризующаяся полным бесправием подданных.
Детерминизм (от лат. determinare -определять, обуславливать) философское учение о закономерной взаимосвязи и причинной обусловленности всех явлений.
Диалектика (от греч. dialektike искусство вести беседу) философское учение о внутреннем противоречии всего существующего и метод познания мира в единстве и постоянном изменении.
Догма (то же, что и догмат) положение, принимаемое за непреложную истину, неизменную при любых обстоятельствах.
Догмат (от греч. dogma мнение) положение церковного вероучения, объявляемое непреложной истиной, не подлежащей критики.
Догматизм схематически окостеневший тип мышления, при котором анализ и оценка теоретических и практических проблем и положений производится без учёта конкретной реальности, условий, места и времени.
Доиндустриальное общество еще называют традиционным, где определяющим фактором развития выступало сельское хозяйство, с церковью и армией как главными институтами.
Доминирующая культура разновидность культуры содержит своего рода культурные универсалии данного общества, т.е. ценности и нормы большинства людей .
Дуализм (от греч. dualis двойственный) - философское учение, исходящее из признания равноправия двух начал: духа и матери.
Духовная культура - знания, идеи, языки, искусство, обряды, обычаи, традиции, социальные нормы и ценности и т.д.
Европоцентризм осознание и признание европейских ценностей как главенствующих.
Зооморфизм (от греч. zoon -животное и morphe -форма) представление богов в образе животных.
Идеализм (от греч. idea идея) направление в философии, утверждающее, что дух, сознание, мышление, психическое первично, а материя, природа, физическое вторично, производно.
Императив (от лат. imperativus -повелительный) в этике Канта непреклонное, безусловное нравственное требование. Гипотетический императив имеет силу лишь при определенных условиях, категорический императив общеобязательное правило для всех людей во всех случаях.
Индивид - 1.единичный представитель человеческого рода, родовая
биологическая характеристика человека.
2.обозначение единичного в отличии от совокупности, массы.
Индустриальное общество это общество, где определяющим фактором развития является промышленность, с корпорацией и фирмой во главе.
Интеллект (от лат. intellectum - ум, познание, рассудок) разум, способность мыслить, рационально познавать.
Интуитивизм (от лат. intuitio пристально смотреть) течение в философии, которое видит единственно достоверное средство познания в интуиции (чутье, проницательности), а не в интеллекте.
Иррационализм (от лат. irrationalis неразумное) учение, исходящее из того, что познание мира недоступно рассудку. Источниками познания иррационализм считает инстинкт, интуицию, чувство, любовь и так далее.
Карма (от санскрит. karma - деяние) - закон воздаяния, общая сумма совершенных поступков и их последствий для последующего существования.
Конфессия (от лат. confessio) вероисповедание.
Концепция (от лат. conceptio понимание, система) замысел, точка зрения, трактовка чего либо.
Контркультура (от лат. contra - против + культура) культурные ценности социальных групп, противостоящие доминирующей культуре, отвергающие общепризнанные нормы и ценности (террористы, уголовники, рэкетиры и.т.д.) Конформизм (от лат. conformis -подобный) некритическое следование образцу, мнению, отсутствие собственной позиции, беспринципное соглашательство. Космизм - направление в философии, которое рассматривало космос, окружающую природу и человека как единое целое, учение о космическом единстве всего живого. Космология (от греч. Kosmos Вселенная и logos учение) учение о Вселенной как единое целом.
Космоцентризм (от греч. kosmos -Вселенная + centrum -центр) философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов.
Креационизм (от лат. creatio создание, творение) религиозное учение о сотворении Богом мира из ничего. Характерно для иудаизма, христианства, ислама.
Критерий (от лат. criterion средство для суждений) признак на основе которого производится оценка, классификация чего либо; мерило оценки.
Либерализм (от лат. liberalis -свободный) идеология, провозглашающая гражданские, политические, экономические свободы, свободу личности как базовые ценности общества.
Личность - 1.человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формировавшихся в процессе конкретных видов деятельности и общественных отношений.
2. динамическая и целостная система интеллектуальных социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в его сознании и деятельности.
Макрокосмос (Большой мир) Вселенная, мир в целом.
Марксизм научная идеология рабочего класса, целостная и развивающаяся система философских, экономических и политических взглядов.
Массовая культура (поп-культура) - предельно общедоступна, но большей частью сконцентрирована в молодежных слоях общества. Она не претендует на удовлетворение изысканных вкусов и серьезных духовных запросов, носит в основном развлекательный характер, ориентирована на сиюминутностъ и сильно подвержена штампам и моде и потому весьма преходяща.
Материализм (от лат. materialis вещественный) направление в философии, которое считает первичными материю, природу, бытие, физическое, объективное, а дух, сознание, мышление, психическое, субъективное вторичным, свойством материи.
Материальная культура это производственные здания и сооружения, машины и оборудование, жилые дома и предметы быта, телевизоры и компьютеры, театры и концертные залы, книги, библиотеки, кинофильмы, картины, скульптуры и т.д.
Медитация (от лат. meditation от mediator размышляю, обдумываю) умственное действие, направленное на приведение психики человека в состояние углубленной сосредоточенности.
Метафизика философское учение о недоступных опыту, сверхчувственных принципах
бытия.
Микрокосмос (от греч. малый мир) иначе человек и Вселенная, учение о параллелизме, человек, как подобие Вселенной (Макрокосмоса).
Мировоззрение - система представлений о мире и о месте в нем человека, об отношении человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими представлениями основные жизненные позиции и установки людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.
Мифология (от греч. mythos -предание, сказание) совокупность мифов.
Монады (от греч. monados -единица, неделимое) - неделимые духовные первичные элементы, составляющие основу мироздания (Лейбниц).
Монизм (от греч. monos - один) - философское воззрение, согласно которому все многообразие мира объясняется с помощью единой субстанции - материи либо духа.
Монотеизм (от греч. monos один и theos бог) единобожие; религия, признающего единого Бога.
Народная культура творится народом, поэтому имена авторов народного творчества, фольклора, чаще всего не известны. Эта культура, адресованная широким кругам общества, включает самые разнообразные элементы: мифы, легенды, сказки, песни, танцы, частушки и т. д.
Натурфилософия (от лат. natura природа) философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемое в её целостности.
Неотомизм (от греч. neos новый + томизм) философская школа в католицизме, современный этап развития томизма философия Формы Аквинского. Нигилизм (от лат. nihil ничто) отрицание общепринятых норм, ценностей, идеалов, культуры.
Нирвана (с санскрита nirvana -угасание) в буддизме состояние отсутствия желаний, отрешенности, достигаемое при жизни благодаря отказу от земных стремлений.
Ноосфера (от греч. no o s - разум и sphaira сфера) сфера разума, область планеты, обхваченная разумной деятельностью человека.
Объективный
1. непредвзятый, беспристрастный;
2. то, что принадлежит объекту.
Объект (от лат. objectum предмет) 1. предмет, явление, на которое направлена какая либо деятельность; 2. философская категория, выражающая то, что противостоит субъекту в его деятельности.
Онтология (от греч. ontos сущее и logos учение, слово) учение о бытии вообще, бытии как таковом, независимо от частных видов, раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего.
Ортодоксальный (от греч. ortodoxos -правоверный) неуклонно, последовательно придерживающийся какого либо учения, мировоззрения.
Пантеизм (от греч. pan всё и theos Бог) учение о том, что всё есть Бог; учение обожествляющее Вселенную, природу.
Патристика (от греч. pater отец) традиционно одна из богословных дисциплин, имеющая своим предметом изучение творение святых отцов церкви и систематическое изложение содержащегося в них учения.
Пессимизм (от лат. pessimus наихудший) мироощущение, настроение безысходности, неверия в будущее.
Пифагореизм (от имени Пифагора) философское учение, согласно которому принципы математики числа одновременно являются и принципами мира, а количественные отношения являются сутью вещей.
Политеизм (от греч. poli много и theos Бог) многобожие; религия, основанная на вере во многих богов.
Плюрализм (от лат. pluralis множественный) философское учение, согласно которому существует множество независимых начал бытия или оснований знаний.
Позитивизм направление в философии, утверждающее, что единственным источником подлинного знания являются специальные науки, и отрицающие философию как особую отрасль знаний.
Прагматизм (от греч. pragma дело, действие) следование узкопрактическим интересам, соображениям пользы, выгоды.
Провиденциализм (от лат. providentia провидение) истолкование исторического процесса как осуществление замысла Бога.
Развитие - закономерное, целостное, необратимое, структурное изменение материальных объектов и систем, имеющих определенную направленность.
Рационализм (от лат. rationalis разумный) философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей.
Релятивизм (от лат. relativus -относительный) признание относительности, условности, субъективности познания, этических норм, правил и.т.д.
Ренессанс (от французского renaissance возрождение) эпоха Возрождения общественно политическое, философское и культурное движение в Италии и других странах Западной Европы, которое характеризуется пробуждением интереса к человеку.
Самоидентификация (от лат. identificare отождествлять) отождествление человеком самого себя, осознание себя как личности.
Сансара чувственный мир. В индийской философии повторяющийся цикл перевоплощений, страданий.
Секуляризация (от лат. saecularis мирской, светский) освобождение от церковного влияния, изъятие чеголибо из церковного ведения (например: секуляризация образования).
Сенсуализм (от лат. sensus чувство, ощущение) теория, выводящая все познания из чувственных восприятий.
Синергетика (от греч. synergetikos - совместный, согласованно действующий) научное направление, изучающее связи между элементами структуры, которые образуются благодаря интенсивному обмену веществ и энергий с окружающей средой.
Синтез (от греч. synthesis соединение) соединение различных элементов в единое целое (систему), сведение отдельных данных в единое целое.
Скептицизм (от греч. skeptikos исследующий) философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления.
Славянофилы представители консервативного политического и идеалистического философского течения русской общественной мысли 19 века, стремившиеся обосновать необходимость особого пути развития России.
Сознание - высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности. Единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия. Софизм (от греч. sophisma уловка, ухищрение) ложное по существу умозаключение, основанное на преднамеренном нарушении правил логики, видимость доказательства. Софист (от греч. sophists - мастер, художник) 1. платный учитель философии, красноречия, мудрец; 2. древнегреческий философ, принадлежащий к школе софистов; 3. человек, пользующийся софистикой.
Стоицизм (от греч. stoa портик в Афинах, где учил Зенон) направление в философии, последователи которого считали, что задача мудреца освободиться от страстей и влечений, и жить, повинуясь разуму; стойкость и мужество в жизненных испытаниях.
Схоластика 1. Средневековая философия, создавшая систему искусственных, чисто формальных политических аргументов для теоретического обоснования догматов церкви. 2. Знания, оторванные от жизни, основывающиеся на отвлечённых рассуждениях, не проверяемых опытом.
Социальная философия это раздел философии, определённым образом описывающий качественное своеобразие общества, его законы, социальные идеалы, генезис и развитие, судьбы и перспективы, логику социальных процессов.
Социогенез (от лат. societas - общество и genesis происхождение) процесс зарождения и развития общества.
Сциентизм (от лат. scientia наука) абсолютизация роли науки в культуре, в идейной жизни общества. Его сторонники считают науку главным фактором прогресса и решения социальных проблем.
Субъективный (от лат. subjectivus -добавляемый) то, что свойственно субъекту, пристрастный, предвзятый.
Танатология (от греч. thanatos -смерть + логия) учение о смерти. Охватывает психологические, этические, философские, религиозные аспекты смерти. Теология (от греч. - theos Бог и logos учение) Богословие, учение о Боге.
Теоцентризм (от греч. theos Бог и латинского centrum центр) центральное положение Бога. В соответствии с этим взглядом источником всякого блага, истины и красоты является Бог.
Толерантность (от лат. tolerantia терпение) - терпимость к иному мнению, привычками, поведению, взглядам, снисходительность к кому либо или чему либо.
Томизм (от лат. T h omas Фома) направление в схоластической философии и теологии католицизма, порождённое влиянием Ф. Аквинского. Для томизма характерно соединение строго ортодоксальной позиции в религии с подчёркнутым уважением к правам рассудка, здравого смысла.
Тоталитарный (от лат. totalis -полный, целый) способ управления, политический режим, основанный на полном, всеобъемлющем контроле власти над всеми сферами жизни общества с помощью репрессий, когда ликвидируются права и свободы людей.
Тотемизм вера многих примитивных народов, и прежде всего американских индейцев, в то, что они происходят от какого либо животного, растения, звезды и т.д. Тотемом называется сама вещь, почитаемая как могущественный покровитель племени, его символ.
Теизм (от греч. theos -бог) религиозно философское учение, понимающее бога как абсолютную личность, свободно творящую мир, определяющую
все в мире. Утилитаризм (от лат. - utilitas польза, выгода) принцип оценки всех явлений с точки зрения их полезности для человека, для достижения какой либо цели. Фанатизм (от лат. fanaticus исступлённый) страстная преданность чему либо. Фатализм (от лат. fatumрок, судьба) представление о неотвратимой предопределённости событий в мире; вера в неизбежное божественное предопределение.
Феноменология (от греч. phainomena -явление + логия) направление в философии исследующее смыслы, значения, сущности, наука о сознании созерцающем сущности.
Фетиш (от французского fetiche амулет, волшебство) предмет слепого поклонения, идол, талисман.
Фрейдизм общее обозначение различных школ и течений, стремящихся применить психологическое учение Фрейда для объяснения явлений культуры, процессов творчества и общества в целом. Фрейдизм название теории и метода психоанализа.
Футурология (от лат. futurum будущее) учение о будущем Земли и человека, о перспективах социальных процессов.
Шариат (от арабского saria -надлежащий путь) свод мусульманских правовых и теологических норм основанных на Коране, мусульманское право.
Эвдемонизм (от греч. eudemonia блаженство) направление в этике, рассматривающее счастье как мотив и цель всех стремлений.
Эволюция (от лат. evolution развёртывание) медленное, постепенное, естественное изменение в природе и обществе.
Эвристика (от греч. heurisko открываю, отыскиваю) искусство изобретения; руководство к тому, как находить новое, в том числе путём наводящих вопросов, учение о творческом мышлении.
Эвтаназия (от греч. eu хорошо и thanatos смерть) намеренное умерщвление с целью избавления от страданий.
Эгоизм (от лат. ego -я) себялюбие, поведение, определяемое только мыслью о собственной пользе.
Экзистенциализм (от лат. exsistentia -существование) направление западной философии XX века, постигающее существование человека через иррационалистические методы: внерассудочные, чувственные и.т.д.
Эклектика (от греч. eklektikos -выбирающий) механическое соединение разнородных, часто противоположных методов, взглядов, теорий, принципов и.т.д. Экстраполяция (от лат. extra -сверх и polire -отделывать) распространение выводов, полученных из наблюдений над одной частью явления, на другую часть (или целое). Элитарная культура - это высокое искусство и серьезная литература, которые создаются выдающимися живописцами, музыкантами, артистами, писателями и ориентированы на избранный круг людей.
Эллинистический (от греч. hellen -грек) относящийся к периоду между 4 веком до н.э. и 5 веком н.э. В широком смысле греческий.
Эмпирический (от греч. emperia опыт) основанный на опыте. Эпикуреизм учение и образ жизни, исходящие из идей Эпикура и его последователей. Эпикурейцами называют тех, кто, не задумываясь, отдаёт предпочтение материальным радостям жизни.
Эпистемология (от греч. episteme знание и logos учение) теория познания, учение о знании как таковом, его строение, структура, функционирование и развитие. Эстетика (от лат. aisthetikos чувственный, чувствующий) раздел философии, изучающий представление о прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном, область художественной деятельности.
Этика (от греч. ethos обычай, нрав) учение о морали.
Этнос (от греч. ethnos племя, народ) устойчивая социальная группировка (племя, народность, нация или их объединение).
Этноцентризм (этно + центр) склонность человека оценивать мир сквозь призму ценностей своей этнической группы.
1. Абсолют – первоначало всего сущего, которое не зависит не от чего другого, само содержит все существующее и творит его.
2. Абстракция – процесс мышления, в котором множество отвлекается от единичного, случайного, несущественного и выделяет общее, необходимое, существенное, чтобы достигнуть научного объективного познания.
3. Агностицизм – учение о непознаваемости истинного бытия, то есть трансцендентности божественного; непознаваемости истины и объективного мира, его сущности и закономерностей.
4. Аксиология – учение о ценностях.
5. Акциденция – несущественное, изменчивое, случайное, которое может быть опущено без изменения сущности вещи.
6. Анализ и синтез – Анализ – процедура мысленного расчленения целого на части
Синтез – процедура мысленного сознания целого из частей.
7. Аналогия – сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах, качествах отношениях.
8. Архетип – прообраз, первичная форма, образец.
9. Атрибут – признак, примета, существенное свойство.
10. Бессознательность – психическая жизнь, совершающаяся без участия сознания.
12. Вера – принятие чего-либо за истину, не нуждающиеся в необходимом полном подтверждении истинности принятого со стороны чувств и разума и, следовательно, н не могущее претендовать на объективную значимость.
13. Вероятность – возможность, взятая с ее количественной стороны.
14. Возможность и действительность – возможность – это, тенденции возникновения и развития чего уже имеются в действительности, но что еще не стало наличием бытия. Действительность – весь объективно существующий мир, конкретный, явления взяты в единстве с их сущностью. – конкретное бытие отдельного объекта, в определенное время, условия.
15. Время – универсальная форма материи……… субъект времени – основано на осознании времени. Объект времени – измеряется определенными отрезками.
16. Гедонизм – этическое направление, рассматривающее чувственную радость, удовольствие, наслаждения как мотив, цель или доказательство всего нравственного поведения.
17. Гилозоизм – философское направление, рассматривающее всю материю с самого начала как живую. Дух и материя не существуют друг без друга. Весь мир – универсум, нет границ между неживым и психическом, так как это порождение единой про материи.
18. Гипотеза – хорошо продуманное предположение, выраженное в форме научных понятий, которое должно в определенном месте восполнить проблемы эмпирического познания или связать различные знания в единое целое либо дать предварительное объяснение факту или группе фактов.
19. Гносеология – учение о познании / метафизическая составная часть теории познания наряду с логической и психологической.
20. Движение – процесс изменения, не имеющий определенного направления.
Форма существования материи и духа.
21. Дедукция и индукция – дедукция – форма мышления, основанная на выведении частного из общего. Индукция – форма мышления, основанная на движении знания от отдельного, особенного к всеобщему, закономерному.
22. Деизм – форма веры, в основе лежит признание, что Бог – первопричина мира, но после его сотворения движение мироздания совершается без участия Бога.
23. Детерминизм – учение о первоначальной определяемости всех происходящих в мире процессов, включая все процессы человеческой жизни.
24. Деятельность – форма существования человеческого общества; проявление активности субъекта, выражающееся в целесообразном изменении окружающего мира и самого себя. Носит осознанные характер, включает в себя цель, средство, результат и сам процесс.
25. Диалектика – искусство аргументации, наука логики.
26. Догма – философский тезис, истинность которого вследствие этого кладется в основу той или иной философской системы.
27. Дуализм – сосуществование 2-х различных, несводимых к единству начала, принципов, образов.
28. Дух – выражающее идеальное начало, от которого исходит творческая сила, совершенствующая и поднимающая человека и мир к абсолютному, безусловно, ценному.
29. Душа – понятие, выражающее исторически изменившиеся воззрения на психику и внутренний мир человека.
30. Жизнь – особая форма существования, характеризуемая целостностью и способностью к самоорганизации; специфический способ разрешения противоречий внешнего и внутреннего, части и целого.
31. Закон – тождественное, постоянное, повтор наблюдающийся в явлениях и в процессах.
32. Знак – чувственно – воспринимаемый предмет, который в процессе духовной деятельности представляет другой, отличный от него предмет.
33. Знание – результат процесса познания, истинность, которая проверяется в ходе практики; отражение действительности в сознании человека в виде восприятий, представлений, понятий, теорий; процесс понимания, оценки явлений бытия.
34. Идеальное – субъективный образ объективной реальности, возникающий в процессе целесообразной деятельности человека, выраженное в формах сознания и воли человека.
36. Имманентно – внутреннее присущее предмету, явлению или процессу.
37. Инстинкт – совокупность врожденных устойчивых форм поведения животных.
38. Интерпретация – истолкование, объяснение; приписывание значений (смыслов) элементам теории.
39. Интроспекция – самонаблюдение, наблюдение человеком за собственной внутренней осознанной психической жизнью.
40. Истина – адекватное отражение объективной реальности познающим субъектом, воспроизводящее познаваемый предмет так, как он существует вне и независимо от сознания.
41. Историческое и логическое – понятия теоретической философии 1. В онтологической истории – процесс становления и развития объекта. Логическое – результат исторического развития, теоретическое воспроизведение объекта в развитом состоянии. 2. В гносеологии – историческое – метод познания; воспроизведение последовательности решающих стадий процесса развития и переходы между ними. Л- метод познания в статике, когда системы сформированы.
42. Качество – это система важнейших, необходимых свойств предметов – внешняя и внутренняя определенность системы характерных черт предметов, теряя которые предметы перестают быть тем, что они есть.
43. Количество – совокупность таких изменений в материальной системе, которые не тождественны изменению ее сущности.
44. Логос – глубинная божественная закономерность, которая направляет все бытие.
Посредник между внеприродным Богом и творимым им миром.
45. Материя – то, из чего все происходит, телесное первоначало.
46. Метафизика – важнейший раздел философского учения, умозрительно трактующий наивысшие, последние начала бытия, недоступные для известного понимания.
47. Методология – учение о научном методе познания.
Совокупность методов, применяемых в какой-либо области человеческой деятельности.
48. Мировоззрение – система наиболее общих представлений о мире в целом и месте человека в этом мире.
49. Мистика – практика, целью которой является слияние, единение с абсолютом, субстанцией.
Философские и теоретические доктрины, обосновывающие мистическое и мировоззрение и практику.
50. Монизм – понятие, характеризующее такое мировоззрение, которое объясняет существование всего, что есть в мире, как следствие видоизменений субстанции – первоначала, первопричины, единой основы всего сущего.
51. Мышление – высшая ступень познания и идеального освоения мира в формах теорий, идей, целей человека. Опираясь на чувственную сферу преодолевает их ограниченность и проникает в сферу существенных связей мира, его законов.
52. Наблюдение – познавательная деятельность, связанная с преднамеренным целенаправленным восприятием предметов и явлений внешнего мира.
53. Необходимость и случайность – необходимость – то, что вытекает из самой сущности материальных систем, процессов, событий и что должно произойти так, а не иначе. Случайность – то, что имеет основание и принцип преимущественно не в себе, а в другом, что вытекает не из главных связей и отношений, а из побочных; что может быть, а может и не быть; может произойти так, а может и иначе.
54. Нигилизм – отрицание идеалов и ценностей духовного порядка, отрицание культуры.
55. Общество – совокупность объективных общественных отношений, которые существуют в исторических определенных формах и складываются в процессе совместной практической деятельности людей.
56. Онтология – учение о бытии как таковом, не зависимом от частных его разновидностей.
58. Пантеизм – философское учение, согласно которому бог представляет собой безразличное начало, находящееся не за пределами природы, а тождественное с нею.
59. Парадигма – совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование, которая воплощается в научной практике на данном этапе.
60. Понятие – мысль, которая выделяет из некоторой предметной области (универсума) и собирает в класс (обобщает) объекты посредством указания на их общий и отличительный признак.
61. Практика – целенаправленная, предметно-чувственная деятельность человека по преобразованию материальных систем.
- АБСОЛЮТ (от лат absolutus – безусловный, неограниченный) понятие идеалистической философии, обозначающее духовное первоначало всего сущего, которое мыслится как нечто единое, всеобщее, безначальное и бесконечное и противопоставляется всякому относительному и обусловленному бытию.
- АБСОЛЮТНАЯ ИДЕЯ – основная категория философии Гегеля, обозначающая универсум в его полноте, безусловную, конкретную и личностную всеобщность (т.е. субстанцию и субъект одновременно).
- АБСОЛЮТНЫЙ ДУХ – в философской системе Гегеля заключительное звено развития духа, реализующее самосознание абсолютной идеи
- АКСИОЛОГИЯ - учение о ценностях, философская теория общезначимых принципов, определяющих направленность человеческой деятельности, мотивацию человеческих поступков.
- АНТИНОМИЯ (греч. противоречие закона самому себе) – 1) сочетание обоюдно противоречащих высказываний о предмете, допускающее одинаково убедительное логическое обоснование; 2) неустранимое противоречие, мыслимое в идее или законе при попытке их доказательного формулирования.
- АНТРОПОЛОГИЗМ – философская концепция, представилели которой усматривают в понятии «человек» основную мировоззренческую категорию и утверждают что только исходя из нее и можно разработать систему представлений о природе, обществе, мышлении.
- АПОРИЯ (греч. а - знак отрицания, poros - дорога, мост) - безвыходное положение, невозможность достигнуть разрешения проблемы, потому что в самом предмете или в употребляемых понятиях содержатся противоречия.
- АПОСТЕРИОРИ (от лат. a posteriori – из последующего) – знание, получаемое из опыта.
- АПРИОРИ - (от лат. a priori - из предшествующего) - знание, предшествующее опыту и не зависящее от него.
- АРХАТ - понятие древнеиндийской философии, означает “победивший врага”. Архатом называли человека, достигшего нирваны, преодолевшего свою страсть, нарушающую спокойное течение сознания.
- АРХЕТИП - прообраз, первоначальный образ, идея. В аналитической психологии, наряду с инстинктами, архетипы являются врожденными психическими структурами, находящимися в глубинах “коллективного бессознательного”, и составляют основу общечеловеческой символики.
- АТМАН - понятие индийской философии, имеет несколько значений: “я”, “себя”, “тело”. Главное значение понятия атман - “человек” как индивидуальное и универсальное космическое психическое бытие. Атман в этом смысле генетическое и субстанциональное начало сущего, его основа и конец.
- БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ - широком смысле - совокупность психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта. Это особая сфера психического, качественно отличная от явлений сознания. Бессознательное характеризует индивидуальное и групповое поведение, действительные цели и последствия которого не осознаются. Фрейд представил бессознательное в виде могущественной силы, антагонистичной деятельности сознания.
- БЫТИЕ - философское понятие, обозначающее существующий независимо от сознания объективный мир. В широком смысле, бытие представляет собой наиболее общее и абстрактное понятие, обозначающее существование чего-либо вообще.
- ВЕРИФИКАЦИЯ - методологическое понятие, обозначающее процесс установления истинности научных утверждений в результате их эмпирической проверки.
- «ВЕЩЬ В СЕБЕ» - по Канту, вещь, существующая для себя самой, независимо от познающего субъекта.
- ВЛАСТЬ - форма социальных отношений, характеризующаяся способностью влиять на характер и направление деятельности и поведения людей и социальных групп посредством экономических, идеологических и организационно-правовых механизмов, а также с помощью авторитета, традиции, насилия. Сущностью власти являются отношения руководства и подчинения.
- ВОЛЯ - сознательная целеустремленность человека на выполнение тех или иных действий.
- ВОЛЮНТАРИЗМ (от лат. voluntas – воля, термин введен Ф. Тённисом в 1883) – идеалистическое направление философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия. Выдвигая в духовном бытии на первый план волю, волюнтаризм противостоит интеллектуализму (или рационализму) – философским системам которые считают основой всего сущего интеллект, разум.
- ВОСПРИЯТИЕ - чувственный образ внешних структурных характеристик предметов и процессов материального мира, непосредственно воздействующих на органы чувств.
- ВРЕМЯ – атрибут, всеобщая форма бытия материи, выражающая длительность бытия и последовательность смены состояний всех материальных систем и процессов в мире.
- ГЕНЕЗИС (греч. genesis - происхождение, становление) - происхождение, возникновение и развитие, которое приведет к определенному состоянию, форме, предмету и явлению.
- ГУМАНИЗМ (лат. humanitas - человечность) - антропологическое направление, признающее человека самой главной ценностью. Начало гуманизма в древнем Риме, но как самостоятельное направление сформировалось и получило мощное развитие в эпоху Ренессанса.
24. ДАО (китайск.) - правильный путь, космический и нравственный закон. Главная категория китайской философии, включает в себя все остальные категории. Дао понимается как высший принцип саморазвивающегося универсума, первоначало всего сущего, генетическое единство мира: все от него рождается и все к нему возвращается.
- ДВИЖЕНИЕ - важнейший атрибут, способ существования материи. Движение включает в себя все происходящие в природе и обществе процессы. В самом общем виде движение - это изменение вообще, всякое взаимодействие материальных объектов и смена их состояний.
- ДЕКОНСТРУКЦИЯ - особая стратегия по отношению к тексту, включающая в себя одновременно “деструкцию”, и его реконструкцию. Термин отображает переосмысление европейской традиции как традиции метафизики, где главным моментом является не разрушение, а позитивное смыслостроительство.
- ДЕМИФОЛОГИЗАЦИЯ - термин для обозначения методологических приемов, которые используются религиозными философами и теологами при переводе мифологических сюжетов священных текстов на язык современности.
- ДЕСТРУКЦИЯ - прояснение оснований философских онтологических конструкций. Деструкция, с одной стороны, выявляет возможности, открытые античной традицией и впоследствии затемненные, а с другой - ориентирует на самостоятельное, предельное осмысление бытия. В историко-философском контексте деструкция понимается как одна из возможностей актуального человеческого существования, находящего собственный смысл в своем конкретном времени.
- ДЕФИНИЦИЯ - краткое логическое определение, устанавливающее существенные отличительные признаки предмета или значение понятия - его содержание и границы.
- ДХАММА (на языке пали) илиДХАРМА (на языке санскрит)(dharma)- понятие, имеющее несколько значений. В первую очередь, учение Будды, квинтэссенция духовного знания, объединяет такие понятия как совесть, нравственное учение, справедливость, обязанность, природа, религиозное предписание и др. Понимается и как элемент бытия. Считается, что мировой процесс состоит из взаимодействующих 72 элементов-дхарм.
- ДИАЛЕКТИКА - наука о всеобщих законах развития природы, общества, человека и мышления.
- ДИСКУРСИВНЫЙ - рассудочный, опосредованный, логический, демонстративный, в отличие от чувственного, непосредственного, интуитивного.
- ИГРА - форма свободного самовыявления человека, которая предполагает реальную открытость миру возможного и развертывается либо в виде состязания, либо в виде представления (исполнения, репрезентации) каких-либо ситуаций, смыслов, состояний.
- ИДЕАЛЬНОЕ - субъективный образ объективной реальности, возникающий в процессе целесообразной деятельности человека (субъективный идеализм). ИДЕАЛЬНОЕ - объективно существующая сущность всех вещей (объективный идеализм).
- ИДЕЯ - философский термин, обозначающий “смысл”, “значение”, “сущность” и тесно связанный с категориями мышления и бытия.
- ИММАНЕНТНОЕ - внутренне присущее тому или иному предмету, явлению или процессу свойство или закономерность.
- ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ - в феноменологии - первичная смыслообразующая устремленность сознания к миру, смыслоформирующее отношение сознания к предмету, предметная интерпретация ощущений.
- ИНТЕРПРЕТАЦИЯ - в науках историко-гуманитарного цикла - истолкование текстов, направленное на понимание их смыслового содержания; в математической логике, логической семантике, философии науки - установление значений выражений формального языка.
- ИНТЕРСУБЪЕКТИВНОСТЬ - структура субъекта, отвечающая факту индивидуальной множественности субъектов и выступающая основой их общности и коммуникации.
- ИНТУИТИВИЗМ - философско-методологическая установка, признающая последним основанием бытия и познания непосредственное, “живое” проникновение в предмет, которое преодолевает расчленение реальности на субъект и объект.
- ИНТУИЦИЯ - процесс непосредственного получения знания посредством целостного схватывания проблемной ситуации без дискурсивного его выведения и доказательств.
- ИНЬ И ЯН (китайск.)- Инь и Ян рассматриваются как силы Неба и Земли, которые приводят в порядок хаос, царящий в мире. Они противоложны друг другу, но в результате их гармонии и единения появляется человек. Инь понимается как женское, рациональное начало, а Ян - как бессознательное, мужское начало мира.
- ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ - лежащее за пределами досягаемости разума, недоступное постижению в рамках логического мышления, противоположное рациональному.
- ИРРАЦИОНАЛИЗМ – обозначение течений в философии, которые, в противоположность рационализму, ограничивают или отрицают возможности разума в процессе познания и делают основой миропонимания нечто недоступное разуму или иноприродное ему, утверждая алогичный и иррациональный характер самого бытия.
- ИСТИНА – адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он существует сам по себе, вне и независимо от человека и его сознания; объективное содержание чувственного, эмпирического опыта, понятий, идей, суждений, теорий, учений и целостной картины мира в диалектике ее развития.
- ИСТОРИЦИЗМ - философское течение, выдвигающее на передний план логико-методологические, гносеологические и мировоззренческие проблемы исторического знания.
- КАЛАМ (от арабс. калам - слово) - направление средневековой мусульманской философии, определившее свой целью изучение, объяснение и защиту основных принципов религии ислама. Калам называют и спекулятивной теологией, термин спекуляция здесь понимается как получение знаний о предметах вне опыта с помощью мышления.
- КАРМА - (санкр. “действие”) - понятие древнеиндийской философии. Считается, что даже самое незначительное действие человека оказывает влияние на весь поток жизни и эта причина рано или поздно обязательно порождает следствие, которое может быть хорошим или плохим. Позитивные дела приведут к счастью, негативные - к страданию. Этот нравственный закон называется кармой.
- КАТЕГОРИИ - формы осознания в понятиях всеобщих способов отношения человека к миру, отражающие наиболее общие и существенные свойства, законы природы, общества и мышления.
- КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ - понятие Кантовской философии, общезначимое нравственное предписание, в противоположность личному принципу (максиме); правило, выражающее долженствование (объективное принуждение поступать так, а не иначе).
- КІСІЛІК - категория казахского миропонимания, характеризует человека в первую очередь как высоконравственного, доброго, отзывчивого, живущего в мире и согласии с окружающими его людьми, нашедшего себя в жизни и обществе. Созвучно с понятием “личность”.
- КЛЕРИКАЛИЗМ (лат. clericalis - церковный) - совокупность стремлений, направленных на укрепление авторитета и усиление влияния католической церкви и ее главы.
- КОСМОС (греч. - Вселенная) - мир, мыслимый как упорядоченное единство (в противоположность хаосу). Впервые мир был назван космосом Пифагором, который обратил внимание на царящие в нем порядок и гармонию.
- КРЕАТИВНОСТЬ - порождающая способность, характерная черта творческой личности, процесса, продукта, проявляющаяся в изменении универсума культуры, опыта индивида или социальной значимости.
- КРЕАЦИОНИЗМ - религиозное учение о творении мира сверхъестественным существом.
- КРИТИЦИЗМ - установка, методологический подход, присущий философскому и научно-теоретическому мышлению. Критицизм предполагает, что не существует универсального метода, обеспечивающего строго логическое приращение истинного знания, а потому задача ученого - поиск и выбраковка ложных теорий с помощью формально-логических способов.
- КУЛЬТУРА - специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленной в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в материальных и духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.
- КУМУЛЯТИВИЗМ - методологическая установка философии науки, согласно которой развитие знания происходит путем постепенного добавления новых положений к накопленной сумме истинных знаний.
- ЛИБИДО (лат. libido - влечение, желание, страсть, стремление) – одно из основных понятий психоанализа разработанного Фрейдом. Либидо означает у Фрейда влечение сексуального характера, преимущественно бессознательное.
- ЛИЧНОСТЬ - человеческий индивид в его общественных отношениях.
- МАТЕРИЯ – (от лат. material - вещество) – это бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем, субстрат любых свойств, связей, отношений и форм движения.
- МАХИЗМ – субъективно-идеалистическое направление в философии и методологии науки, выдвинутое в начале 20 века в работах Маха, Авенариуса и их учеников, а так же в работах К. Пирсона и П. Дюэма.
- МЕНТАЛИТЕТ - глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, включающий и бессознательное. Менталитет - совокупность готовностей, установок и предрасположенностей индивида или социальной группы действовать, мыслить, чувствовать и воспринимать мир определенным образом.
- МЕТАФИЗИКА - философское учение о предельных, сверхопытных принципах и началах бытия, знания, культуры.
- МЕТОД (греч. metodos - путь, изучение, прослеживание) - путь познания, способ достижения определенной цели, совокупность приемов практического и теоретического освоения действительности.
- МЕТОДОЛОГИЯ - совокупность познавательных средств, методов, приемов, используемых в какой-либо науке. Область знания, изучающая средства, предпосылки и принципы организации познавательной и практически-преобразующей деятельности.
- МИРОВОЗЗРЕНИЕ - система принципов, взглядов, ценностей, идеалов и убеждений, определяющих как отношение к действительности, общее понимание мира, так и жизненные позиции, программы деятельности людей.
- МОДАЛЬНОСТЬ - характеристика особенностей существования некоторого объекта или явления, протекания процесса, а также способов построения и понимания суждений и логических рассуждений об объектах, явлениях, событиях и процессах.
- МОНАДА (греч. monas - единица) - физический и психический элемент действительности. Рассматривается Дж.Бруно и Лейбницем, но наиболее полную трактовку дал Лейбниц. Монадами он называет простые сустанции тела и души.
- МУТАЗИЛЛИТ (арабск. “обособившиеся”) - одна из авторитетных школ калама ясно выраженного рационалистического направления. Мутазиллиты, не ограничившиеся рассмотрением только религиозных проблем и стремившиеся к изучению проблем природы, общества, антрософии и философии, заложили основу фалсафы.
- МУТАКАЛЛИМ - последователи калама, их принципиальное отличие от догматиков заключалось в том, что при рассмотрении вопросов о Боге, свободе воли и божественной справедливости они использовали рациональные методы аргументации. Тем самым мутакаллимы постепенно разделили богословское и светское знание.
- НАМЫС - одна из главных категорий казахского миропонимания. Характеризует высокий уровень чувства гордостиза свою свободу и независимость, совесть и веру; возвышение собственного “Я” как сознательного существа и умение управлять этим чувством на уровне сознания.
- НАТУРАЛИЗМ - философская позиция, отождествляющая все сущее с природой, отвергающая понимание природы как части бытия и исключающая из теоретического объяснения все сверхъестественное.
- НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА – целостная картина представлений об общих свойствах и закономерностях действительности, построенная в результате обобщения и синтеза фундаментальных научных понятий, принципов и теорий.
- НЕОПОЗИТИВИЗМ (логический позитивизм) – современная форма позитивизма, Понимая философию как род деятельности, сводящийся к анализу естественных и искусственных языков, неопозитивисты добились определенных результатов в выяснении роли знаково-символических средств в научном познании, в возможности математизации знания, соотношения теоретического аппарата и эмпирического базиса науки.
- НОМИНАЛИЗМ (от лат. nomen имя, название) - философское воззрение, согласно которму всеобщие понятия, универсалии, не имеют вне мышления никакого действительного прообраза и поэтому представляют собой только субъективные формы мысли. Для номинализма, универсалии, т.е. всеобщие понятия, являются простыми словами, которые служат знаками вещей и их свойств.
- ОНТОЛОГИЯ - учение о бытии, о сущем, о его формах и фундаментальных принципах, о наиболее общих определениях и категориях бытия.
- ОТЧУЖДЕНИЕ - отношения между субъектом и какой-либо его функцией, складывающиеся в результате разрыва изначального единства, ведущего к обеднению природы субъекта и изменению, извращению, перерождению природы отчужденной функции; а также процесс разрыва этого единства.
- ПАНТЕИЗМ - (греч. Pan - все и theos- Бог)- учение о том, что все есть Бог; учение, обожествляющее Вселенную, природу.
- ПАРАДИГМА - одно из ключевых понятий современной философии науки. Обозначает совокупность убеждений, ценностей и технических средств, принятых научным сообществом и обеспечивающих существование научной традиции.
- ПЕРСОНАЛИЗМ - философская позиция, признающая личность и ее духовные ценности высшим смыслом земной цивилизации.
- ПЛЮРАЛИЗМ - философско-мировоззренческая позиция, согласно которой существует множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия (плюрализм в онтологии), форм и принципов знания, теорий, методов (плюрализм в гносеологии), равноправных и суверенных личностей и групп (плюрализм в этике и социологии), ценностей и ценностных ориентаций, выражаемых в многообразных идеологиях и убеждениях, конкурирующих друг с другом и борющихся за признание (плюрализм в аксиологии).
- ПОЗИТИВИЗМ – философское направление, основанное на принципе, что все подлинное, «положительное» (позитивное) знание может быть получено лишь как результат отдельных специальных наук и их синтетических объединений и что философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование.
- ПОЗНАНИЕ – высшая форма отражения объективной действительности.
- ПОНЯТИЕ – мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления действительности и связи между ними посредством фиксации общих и специфических признаков, в качестве которых выступают свойства предметов и явлений и отношения между ними.
- ПОСТПОЗИТИВИЗМ возник и сложился в середине 20 в. на базе критики и самокритики неопозитивизма. Отграничение научного знания от ненаучного видится в том, что научное знание принципиально может быть опровергнуто с помощью данных опыта.
- ПРАКТИКА – материальная, чувственно-предметная, целеполагающая деятельность человека, имеющая своим содержанием освоение и преобразование природных и социальных объектов и составляющая всеобщую основу, движущую силу развития человеческого общества и познания.
- ПРЕДСТАВЛЕНИЕ – образ ранее воспринятого предмета или явления, а также образ, созданный продуктивным воображением; форма чувств отраженная в виде наглядно-образного знания.
- ПРОСТРАНСТВО – форма бытия материи, характеризующая ее протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах. Пространство и время - универсальные, всеобщие категории бытия. Пространство выражает порядок расположения одновременно сосуществующих объектов, время - последовательность существования сменяющих друг друга явлений.
- ПСИХОАНАЛИЗ – метод психотерапии и психологическое учение, ставящее в центр внимания бессознательные психические процессы и мотивации. Был разработан в кон. 19 – нач. 20 вв. Фрейдом.
- РАЦИОНАЛЬНОЕ - разумное освоение действительности человеком.
- РАЦИОНАЛИЗМ – философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Рационализм противостоит как иррационализму, так и сенсуализму (эмпиризму).
- РЕДУКЦИОНИЗМ - методологическая программа, ориентированная на решение проблемы единства научного знания на основе выработки общего для всех научных дисциплин унифицированного языка.
- РЕЛИГИОЗНАЯ КАРТИНА МИРА – основной элемент – образ единственного Бога (монотеистические религии) или множества богов (политеистические религии). Все религии во все времена считают, что наша эмпирическая действительность не самостоятельна и не самодостаточна, а носит производный тварный характер, так как вторична, есть результат, проекция другой – настоящей, истинной реальности – Бога или богов.
- РЕЛЯТИВИЗМ - методологический принцип анализа и интерпретации познания, мировоззренческих систем, культуры, состоящий в абсолютизации качественной нестабильности явлений, их зависимости от различных условий и ситуаций.
- САМОСОЗНАНИЕ - выделение человеком себя из объективного мира, осознание и оценка своего отношения к миру, себя как личности, своих поступков, действий, мыслей и чувств, желаний и интересов.
- СОЗНАНИЕ - высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и самому себе, опосредованный всеобщими формами общественно-исторической деятельности людей.
- СЕМАНТИКА - раздел языкознания и логики, в котором исследуются проблемы, связанные со смыслом, значением и интерпретацией знаков и знаковых выражений.
- СЕНСУАЛИЗМ – направление в теории познания, согласно которому чувственность является главной формой достоверного познания. Сенсуализм стремится вывести все содержание познания из деятельности органов чувств.
- СИМВОЛ - понятие, фиксирующее способность материальных вещей, событий, а также чувственных образов выражать идеальное содержание, отличное от их непосредственного, чувственно-телесного бытия.
- СТРУКТУРАЛИЗМ И ПОСТСТРУКТУРАЛИЗМ – общее название для ряда направлений в современном философском и гуманитарном знании, связанное с поиском логических структур, объективно существующих за многообразием явлений культуры. Свою основную задачу структурализм видит в поисках устойчивых логических структур, т.е. устойчивых связей объектов. Продолжением, но и самокритикой структурализма стал постструктурализм, признавший невозможность редукции субъекта к структурам, что в значительной степени означало возвращение к человеку как к субъекту.
- СУБЛИМАЦИЯ – в психологии психический процесс преобразования и переключения энергии аффективных влечений на цели социальной деятельности и культурного творчества.
- СУБСТАНЦИЯ – объективная реальность, рассматриваемая со стороны ее внутреннего единства; материя в аспекте единства всех форм ее движения; предельное основание позволяющее сводить чувственное многообразие и изменчивость свойств к чему-то постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существующему.
- ТВОРЧЕСТВО – деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее.
- ТЕНГРИАНСТВО – религия природы, включающая в себя ранние тотемистические, анимистические, фетишистские представления, центральными положениями которой являлись вера в Тенгри, как верховного божества Неба-Космоса и культ предков, которые выражали единство природы и человека.
- ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ - методологическая установка, приписывающая решающее значение в развитии общественно-экономических структур изменению технической и технологической сторон производства.
- ТЕХНОФОБИЯ - понятие, отражающее ситуацию, в которой отчужденный мир технических действий и объектов воспринимается человеком как угроза его бытию.
- ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ - относящийся к априорным (вне-опытным или до-опытным) условиям возможности познания.
- ТРАНЦЕНДЕНТНЫЙ – термин, возникший в схоластической философии и характеризующий все то, что выходит за пределы чувственного опыта, эмпирического познания мира; предмет религиозного и метафизического познания.
- УНИВЕРСАЛИЗМ - всесторонность, многосторонность, всеохватывающее знание, стремление к целостности, форма мышления, которая рассматривает универсум как целое и пытается из этого довлеющего над всем целого объяснить, понять и вывести единичное.
- ФАЛСАФА (арабское произношение греческого термина философия) - философия арабских философов средневековья, ориентировавшихся на античные модели философствования.
- ФЕНОМЕН - понятие, соотносительное с понятием сущности и противопоставляемое ему. Предполагает такой способ рассмотрения реальности, когда человек от наивного реализма (“вижу вещи”) переходит к осознанию того, что явления вещей нетождественны им самим.
- ФЕНОМЕНОЛОГИЯ (греч. букв. учение о феноменах) – вначале одна из философских дисциплин, позднее философское направление, стремившееся освободить философское сознание от натуралистических установок (резко расчленяющих объект и субъект), достигнуть собственной области философского анализа – рефлексии сознания о своих актах и о данном в них содержании, выявить предельные характеристики, изначальные основы познания, человеческого существования и культуры.
- ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ - область философского знания, охватывающая онтологические вопросы исторического процесса - такие, как смысл и направление истории, расчленение и последовательность основных исторических эпох, специфика исторического процесса, соотношение истории и природы, свободы и необходимости в историческом творчестве, а также гносеологические и логико-методологические проблемы исторической науки.
- ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ - философская дисциплина, изучающая культуру во всем объеме ее исторического становления и во всей глубине ее структурных спецификаций.
- ФИЛОСОФИЯ МИФА - область философии, исследующая структуру мифологического сознания, функции мифа как культурно-психологического феномена.
- ФИЛОСОФИЯ НАУКИ - философское направление, исследующее характеристики научно-познавательной деятельности. В историко-культурном контексте в центре внимания философии науки находились и находятся следующие проблемы: а) идея единства научного знания и связанная с ней задача построения целостной научной картины мира, анализ понятий детерминизма, причинности, соотношения динамических и статических закономерностей; б) структурные характеристики научного исследования - соотношение анализа и синтеза, индукции и дедукции, логики и интуиции, открытия и обоснования, теории и фактов; в) проблема демаркации - разделение науки и метафизики, математики и естествознания, социогуманитарного и естественнонаучного знания; г) проблема обоснования научного знания, анализ процедур верификации; д) рассмотрение научно-исследовательских парадигм; е) проблема гуманизации научного знания.
- ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ - в широком смысле - совокупность философских установок по отношению к религии, концептуализация ее природы и функций, а также философских обоснований существования божества, философских рассуждений о его природе и отношении к миру и человеку; в узком смысле слова - эксплицированное автономное философское рассуждение о божестве и религии, особый тип философствования.
- ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ - направление философско-методологических и мировоззренческих исследований феномена техники в современном мире. В фокусе исследований философии техники находятся проблемы анализа структуры и динамики технического знания, методологии технических наук, а также онтологические, гносеологические и антропологические аспекты технического освоения действительности человеком. В настоящий момент техника в философском контексте рассматривается как комплексное, сложное, многоаспектное и противоречивое явление и фактор развития человеческой цивилизации.
- ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ - в широком смысле философское учение о природе и сущности человека. Философская антропология, в узком смысле, раздел философского знания рассматривающий весь комплекс сложных, многообразных проблем связанных с существованием и осмыслением человека и его отношений.
- ФИЛОСОФСКАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА – первоначально (с античных времен) это слово означало искусство истолкования текстов. С 20 в. (М. Хайдеггер, Г. Гадамер, П. Анкер и др.) этим словом обозначается философское учение о понимании и постижении смысла («сути дела») феноменов духовной культуры.
- ФИЛОСОФСКАЯ КАРТИНА МИРА – очень многообразна, однако все они строятся вокруг отношения: человек и мир. Это отношение может пониматься материалистически или идеалистически, диалектически или метафизически, объективистски или субъективистски и т.п.
- ХАРИЗМА - исключительная духовная одаренность человека, воспринимаемая окружающими как сверхъестественная, божественного происхождения сила постижения и воздействия, недоступная обычным людям.
- ЦИВИЛИЗАЦИЯ - уровень, ступень развития материальной и духовной культуры.
- ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ (жэнь) - одна из важных категорий философии Конфуция, отражающая в первую очередь отношения между отцом и сыном, правитетелми и чиновниками, друзьями, братьями, и только потом - отношения между всеми людьми.
- ЭВРИСТИКА - метод, или методологическая дисциплина, предметом которой является решение проблем в условиях неопределенности. Главной проблемой эвристики является устранение противоречий.
- ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ (философия существования) – иррационалистическое направление современной философии, признающее единственной подлинной реальностью бытие человеческой личности. Общим положением экзистенциализма является утверждение о первичности человеческого существования по отношению социальной сущности индивида
- ЭКСПЛИКАЦИЯ - замещение неточного понятия более точным. Экспликацией обозначают объяснение символов и условных обозначений.
- ЭМПИРИЗМ (греч. emperia - опыт)- гносеологическое направление, рассматривающее процесс познания только через чувственный опыт (эмпирия) и методологический принцип, утверждающий, что вся наука должна основываться на жизненнем и нравственном опыте.
- ЭНТЕЛЕХИЯ (греч. entelechia - завершение, реализация) - активное начало, превращающее возможность в действительность, а действительность приводит существование возможности к завершению.
- ЭПИСТЕМОЛОГИЯ - раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания, отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познавательного процесса, выявляются условия его истинности.